Музей - не просто хранилище истории. Это место, где время останавливается, а каждый объект рассказывает свою уникальную историю. Чтобы эта история была услышана, а каждый экспонат предстал во всем своем величии, нужен особый инструмент - свет. Правильное освещение в музее не только позволяет лучше видеть экспозиции, но и создает правильную атмосферу. От того, как выставлен свет, зависит восприятие. Это касается как древних артефактов, так и современной живописи. Поговорим о тонкостях организации качественной музейной системы освещения.
Когда мы говорим про освещение музеев и картинных галерей, речь идет не просто о подсветке. Это многофункциональная система, которая выполняет несколько ключевых задач:
Грамотное освещение музеев помогает сформировать нужный интерьер, избежать резких переходов или слишком темных зон. Важно правильно выбрать цветовую температуру светильников. Учесть нужно и блики от стеклянных витрин, чтобы посетители могли увидеть произведения искусства без искажений.
Нельзя забывать о сохранности. Часто в музеях представлены уникальные произведения, чувствительные к внешним факторам. Например, старинные рукописи или акварельные картины. Яркий свет может повредить их. Поэтому выбор освещения требует консультации специалистов.
Выставочные пространства предъявляют специфические требования к свету. Они сильно отличаются от обычных зданий, а потому стандартные правила тут не применяются.
Особенности музеев и картинных галерей:
Освещение музея должно быть гибким и обеспечивать оптимальные условия как для сохранности ценностей, так и для удобства гостей.
Требования к освещению музеев и галерей регулируются. Существуют специальные нормы, закрепленные в государственных стандартах. Музейное освещение подчиняется этим правилам.
Основной параметр - уровень освещенности. Он измеряется в лк (люксах). Параметр зависит от материала экспоната. Примеры норм освещенности в зависимости от экспоната:
Дополнительно при разработке нужно опираться на ряд параметров, указанных в нормативной документации:
Соблюдение этих правил защищает произведения от порчи.
Необязательно все произведения освещать одинаково. Напротив, светодизайнеры используют разные приемы в попытках найти интересное решение.
Для плоских объектов, таких как, например, картины, часто используют узконаправленный луч света. Это привлекает внимание посетителей. Контраст света и тени создает иерархию восприятия произведений различных художников или усиливает драматизм. А вот заливка дает нейтральный фон. Картины в таком случае воспринимаются как часть интерьера.
Если выставлены объемные объекты, доминирует направленный свет. Угол падения лучей должен быть более 30 градусов, за счет чего подчеркивается форма и глубина художественных элементов. Контрастное освещение, сочетающее общее и направленное, создает особую атмосферу. Это наилучшее решение для скульптур.
Парочка полезных советов:
Смонтировать систему освещения самостоятельно сложно. Нужно разработать проект, найти качественную светотехнику, установить ее. Для всего этого нужны знания и умения. Компания «Мастер ЛЕД» предлагает разработку систем освещения под ключ: от проектирования и до монтажа с последующим обслуживанием оборудования.
Правильный выбор светильников - ключевой момент. Для музеев и галерей идеально подходят светодиодные системы.
Они обеспечивают отличную передачу цвета (индекс CRI более 96). Светодиоды не несут вредного волнового излучения. Их применяют как для общего освещения, так и для подсветки отдельных объектов. Часто светотехнику монтируют на шинопроводах под потолком, чтобы было легче перемещать элементы с места на место.
Экспозиции в музеях часто меняются. Поэтому нужно внедрять решения, автоматизирующие работу светотехники. Датчики контроля обеспечат удобную регулировку степени освещенности. Можно менять направление света или вовсе отключать определенные группы ламп. Освещение становится гибким и адаптивным.
У каждой музейной ценности могут быть свои нюансы подсветки. Например, изящество скульптуры подчеркивается посредством контрового света (освещения, располагаемого позади предмета) и бокового света во избежание бликов и теней, образуемых от людей, проходящих мимо.
Светодизайнеры сошлись во мнении, что для большинства экспонатов оптимальна пропорция освещенности фона и самого предмета один к двум. Тогда взгляд акцентируется на объекте без лишнего драматизма.
При создании освещения галереи или музея приходится заострить внимание на парочке нюансов:
Создание правильного освещения музеев и картинных галерей - сложная, но увлекательная задача. Здесь не обойтись без знаний норм и требований, а также без художественного вкуса. Только так свет станет не просто источником видимости. Он станет частью искусства, помогая каждому экспонату раскрыть свою уникальность.
Опыт работы более 15 лет, реализовал свыше
1000 проектов