Организация освещения подземного паркинга — задача, которая требует скрупулезного и профессионального подхода. В отличие от уличных стоянок, подземные пространства полностью лишены естественного света. Этот фактор определяет главные требования к искусственному освещению: оно должно быть достаточным по яркости, равномерным и работать без перебоев в любое время суток.
Нормативы освещенности для подземных объектов прописаны в специальных документах: СНиП 21-02-99, СП 52.13330.2016 и ГОСТ Р 55706-2023. Нормы напрямую зависят от функциональной зоны:
Равномерность светового потока не менее важна, чем его яркость. Резкие тени и темные углы создают дискомфорт, мешают ориентироваться и снижают общий уровень безопасности. Грамотно спроектированная система освещения исключает такие участки, делая пространство понятным и «предсказуемым» для водителей и пешеходов.
Система освещения в подземном паркинге выполняет сразу несколько функций. Первая и самая очевидная — создание безопасных условий для маневрирования автомобилей и передвижения людей. Вторая — обеспечение достаточной видимости для работы систем видеонаблюдения, что помогает предотвращать противоправные действия. Третья — навигация.
Ключевым элементом безопасности выступает система аварийного освещения. Она не зависит от основной электрической сети и включается автоматически при отключении рабочего освещения. Задача аварийного освещения — безопасная эвакуация людей и транспорта. Элементы аварийной системы размещают в критически важных точках:
Для навигации по территории паркинга применяют световые указатели. Они помогают водителям находить выезд, а пешеходам — путь к лестницам и лифтам. Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола. Они также подключаются к системе аварийного освещения, чтобы продолжать работать в любой непредвиденной ситуации. Грамотное расположение таких знаков и светильников — залог порядка и спокойствия на территории стоянки.
Важно! На холоде обычные аккумуляторы в автономных светильниках теряют емкость и могут не обеспечить нормативное время работы. Решением будут светильники с подогревом аккумуляторов, на суперконденсаторах или централизованные системы.
Условия эксплуатации оборудования в подземных пространствах далеки от идеальных. Постоянное присутствие выхлопных газов, пыль от шин и дорожных реагентов, повышенная влажность — все это является агрессивной средой для электроприборов. Поэтому к выбору светильников подходят с особой тщательностью.
Чаще всего для освещения подземных паркингов применяют линейные светодиодные светильники. Их вытянутая форма помогает создавать равномерный световой поток без резких перепадов. Главный критерий при подборе конкретного светильника — степень защиты корпуса от пыли и влаги (IP). Для парковок рекомендуется использовать светильники с классом защиты не ниже IP65. Такой корпус герметичен и не пропускает внутрь мелкие частицы и струи воды. Но если в сухой зоне парковки напольное покрытие сделано из полимеров, что значительно снижает пылеобразование, то подойдет светотехника класса IP44 или IP54.
Светодиодные светильники стали стандартом для таких объектов по ряду причин:
Важно! Оптимальная цветовая температура светильников — 4000-5000 К. Индекс цветопередачи (Ra) не должен быть менее 70, а показатель световой отдачи — от 100 лм/Вт.
Правильно подобранные светильники обеспечивают стабильную работу всей системы освещения на протяжении многих тысяч часов без необходимости частого техобслуживания.
Крупная подземная стоянка — это объект с переменной активностью. Ночью и в середине рабочего дня количество автомобилей и людей здесь минимально, а значит, нет необходимости поддерживать освещение на полной мощности в течение всего дня. Для оптимизации энергопотребления внедряют автоматизированные системы управления освещением.
Центральный пульт управления обычно располагается на посту охраны или у дежурного. С него можно вручную включать или отключать группы светильников. Но более эффективным решением является использование датчиков движения. Такие датчики делят парковку на несколько зон. Когда в одной из зон появляется автомобиль или человек, свет в ней автоматически включается.
Чтобы создать комфортные условия, в системе настраивают задержку отключения. После того как датчик перестал фиксировать движение, светильники продолжают гореть еще 3-5 минут. Этого времени достаточно, чтобы водитель спокойно припарковался, забрал вещи и покинул зону. Такой подход помогает существенно сократить расход электроэнергии без ущерба для безопасности и удобства посетителей. Сочетание автоматического и ручного режимов дает гибкость в управлении всей системой освещения подземного объекта.
Создание системы освещения для подземного паркинга — комплексная работа, где нет места дилетантству. От качества ее выполнения напрямую зависит безопасность людей и сохранность имущества, а потому доверить разработку проекта и монтаж светотехники следует только профессионалам.
Подведем итог. При проектировании освещения необходимо:
Только квалифицированный подход гарантирует, что освещение на стоянке будет не просто соответствовать формальным требованиям, но и создаст действительно безопасную и комфортную среду для каждого посетителя.
Опыт работы более 15 лет, реализовал свыше
1000 проектов