Проезд через транспортный тоннель представляет собой ситуацию с быстро меняющимися визуальными условиями для водителя. За пределами сооружения глаза привыкают к дневному свету, а внутри царит полумрак. Резкий переход из одной среды в другую требует от зрительной системы человека времени на адаптацию. Грамотно спроектированная система освещения помогает сгладить этот переход, обеспечивая безопасность движения и комфорт для всех участников. Создание такой системы — комплексная задача, учитывающая множество факторов: от скорости потока до геометрии самого сооружения.
Ключевая трудность при проектировании освещения тоннелей — значительная разница в уровнях яркости снаружи и внутри инженерного сооружения. В дневное время суток, когда солнце светит ярко, въезд в тоннель воспринимается водителем как темный провал, или «эффект черной дыры». Зрение человека не способно мгновенно перестроиться с тысяч кандел на квадратный метр до десятков. В эти секунды водитель фактически теряет способность различать препятствия на дороге, что создает высокий риск возникновения аварийных ситуаций.
Обратная ситуация наблюдается при выезде из тоннеля. После пребывания в условиях сдержанного искусственного света резкое попадание под яркие солнечные лучи вызывает ослепление. Для решения этих проблем применяется зонирование световой среды. Система освещения выстраивается таким образом, чтобы уровень яркости менялся постепенно, давая зрительной системе водителя время на адаптацию к новым условиям.
Система освещения в тоннеле должна быть динамичной и адаптивной. Уровень света снаружи постоянно меняется и зависит от времени суток, погоды, времени года. Светотехническое оборудование внутри тоннеля должно реагировать на эти изменения.
В дневное время освещение на въездной группе тоннеля делают максимально интенсивным, чтобы сократить контраст с уличным светом. По мере продвижения вглубь сооружения яркость плавно снижается до постоянного значения, поддерживаемого на всем протяжении внутренней части.
В ночное время ситуация иная. Уровень освещения на прилегающих к тоннелю дорогах ниже, поэтому и интенсивность света внутри сооружения уменьшают, чтобы избежать ослепления водителей при въезде. Такое регулирование обеспечивает не только безопасность, но и рациональное потребление электроэнергии.
Чтобы зрение водителя лучше адаптировалось, пространство тоннеля и подъездов к нему условно делят на несколько функциональных зон, для каждой из которых есть свои требованиями к освещению:
Такая организация тоннельного освещения создает непрерывный и комфортный для глаз световой коридор.
Условия эксплуатации оборудования внутри тоннелей далеки от идеальных:
Все эти факторы предъявляют строгие требования к световым приборам.
Для освещения тоннелей применяют светильники с высоким классом защиты от пыли и влаги (не ниже IP65). Корпуса приборов изготавливают из материалов, стойких к коррозии, например, из анодированного алюминия или нержавеющей стали. Конструкция должна выдерживать постоянные вибрационные нагрузки.
Важно! Для тоннельного оборудования предпочтительны светодиодные источники света. Они обеспечивают стабильный световой поток без мерцания, имеют продолжительный ресурс работы и позволяют гибко управлять яркостью.
При подборе оборудования для организации освещения в тоннелях необходимо учитывать несколько параметров. От них зависит надежность и эффективность всей системы:
Разработку и установку осветительного оборудования нужно доверять только квалифицированным специалистам. Работа по проектированию системы освещения без должных навыков и знаний увеличивает риск ДТП.
Проектирование систем освещения для транспортных тоннелей строго регламентируется. Учитываются нормативные документы, такие как СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» и профильные ГОСТы, включая ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 56334-2015, где представлены конкретные требования к параметрам световой среды. Также учитываются рекомендации Международной комиссии по освещению CIE-88.
Регламентируются не только количественные показатели, такие как средняя освещенность дорожного покрытия в люксах (лк) для каждой зоны тоннеля, но и качественные. К ним относятся:
Нормы определяют разные требования для дневного и ночного режимов работы.
Отдельные предписания существуют для аварийного освещения (ГОСТ Р 55843-2013), обеспечивающего безопасную эвакуацию людей из тоннеля при отключении основного электропитания. Аварийное освещение делится на освещение зон повышенной опасности и освещение путей эвакуации. Используются централизованные системы и автономные светильники. Соблюдение этих норм при проектировании и эксплуатации освещения — обязательное условие для ввода сооружения в эксплуатацию.
Помимо зонирования и выбора оборудования, на эффективность системы освещения влияет ряд других аспектов. Один из них — тип отделки внутреннего пространства тоннеля. Светлые стены и потолок с высоким коэффициентом отражения помогают более равномерно распределять свет и визуально расширяют пространство, снижая психологический дискомфорт у водителей. Использование светлого бетона для дорожного покрытия вместо темного асфальта также способствует улучшению видимости.
Геометрия самого тоннеля играет не последнюю роль. В криволинейных тоннелях требуется более тщательное размещение светильников, чтобы исключить появление темных зон на поворотах. Скоростной режим напрямую влияет на расчет длины адаптационных зон: чем выше скорость, тем длиннее должны быть участки с переходным освещением. Комплексный учет всех этих деталей при разработке проекта освещения формирует безопасную и комфортную среду для движения в таком сложном инженерном сооружении, как тоннель.
Опыт работы более 15 лет, реализовал свыше
1000 проектов